12.08.2021г. Искусственный интеллект разговорился
Рынок речевых
IT-технологий набирает обороты.
Российский рынок разговорного искусственного интеллекта (ИИ), который включает
голосовых ассистентов, технологии распознавания голоса и другие, по итогам года
вырастет до $120 млн, оценили аналитики Just AI. Самый большой сегмент этого
рынка — решения для госучреждений, в которых доминирует группа ЦРТ, а в целом
спрос на такие технологии растет по мере распространения умных устройств «Яндекса»
и других экосистем. Множеству стартапов, развивающему разговорный ИИ, нужны или
уникальные технологии, или партнерства с экосистемами, считают эксперты.
В 2021 году рынок речевого ИИ вырастет на 81%, до $80 млн, без учета госзаказчиков, а с их учетом на 58%, до $120 млн, указано в исследовании Just AI. Компания изучила коммерческий сегмент этого рынка. Исследование составлено на основе интервью с участниками рынка, анализа тендеров и бухгалтерской отчетности компаний. Аналитики делят его на шесть сегментов: речевые технологии, речевая аналитика, исходящие коммуникации (звонки), конструкторы ботов и сценариев, NLP (Natural Language Processing, обработка естественного языка), а также группа «ассистенты, навыки, прочее», причем два последних сегмента до 2025 года покажут наиболее существенный рост.
В качестве самостоятельного сегмента также выделены решения для госзаказчиков, которые являются самым крупным потребителем разговорного ИИ.
В
их сегменте лидирует группа ЦРТ (принадлежит Сбербанку) — более 80% ее выручки,
оцениваемой в 1 млрд руб. в год, ей приносят госконтракты, говорится в
исследовании.
К другим крупнейшим игрокам рынка в Just AI относят себя с
годовой выручкой в 500 млн руб., далее идут компании с доходом свыше 200 млн руб.—
Yandex.Cloud (речевые технологии), 3iTech (решения для госсектора, речевые
технологии и платформы речевой аналитики) и «АТС Аэро». В группе компаний с
годовой выручкой более 100 млн руб. аналитики отметили «Наносемантику» (NLP/NLU/DM-платформы),
Neuro.net и Zvonobot (исходящие телефонные коммуникации). В целом на рынке
представлено более 100 компаний, включая небольшие стартапы.
Вопреки выводам Just AI, в структуре выручки ЦРТ от проектов в области разговорного ИИ преобладают сделки для коммерческого сегмента, возражает гендиректор ЦРТ Дмитрий Дырмовский.
Он
согласен с текущими оценками рынка, но прогнозируемые темпы его роста могут
оказаться на 15% ниже, предупреждает господин Дырмовский. Среди крупных
госзаказчиков таких сервисов он указал на МФЦ, которые стремятся оптимизировать
коммуникации с клиентами.
Среди коммерческих заказчиков такие продукты наиболее
интересны ритейлерам, банкам, телеком-компаниям и компаниям сферы e-commerce,
говорят опрошенные эксперты. Разговорный ИИ уверенно продолжает вытеснять
традиционный человеческий ресурс из колл-центров, и это будет основным драйвером
рынка в сегменте B2B, отмечает исполнительный директор технологической практики
PwC в России Артем Семенихин. «На восходящем тренде находятся продажи
B2C-устройств типа умных колонок, поэтому в течение нескольких лет мы увидим
существенный рост рынка в сегменте "ассистенты"»,— добавляет он. Рост рынка
также обеспечит увеличение объемов данных для обработки и появление новых
средств работы с ними, прогнозирует руководитель направления Industry X
Accenture в России Антон Епишев.
Технологии разговорного ИИ развивают многие небольшие
компании, указано в исследовании. Крупным игрокам уже неинтересно
консолидировать мелких, а у последних мало уникальных технологий, поэтому для
них могут быть актуальны «интересные партнерства» между собой, считает директор
технологической практики КПМГ в России и СНГ Николай Мокрецов. Технологии
голосовых роботов сегодня настолько востребованы, что места на этом рынке хватит
как крупным компаниям, так и маленьким, оптимистичен менеджер по развитию
решений для контактных центров ИТ-компании КРОК Дмитрий Песоцкий.
Автор: Дмитрий Шестоперов
Информация представлена на сайте https://www.kommersant.ru/doc/4938100