25.08.2021г. Пандемия ускорила развитие искусственного интеллекта, и христиане должны активно участвовать в выработке этических норм для его внедрения в разные сферы жизни, заявили иерархи и священники Русской православной церкви, а также светские эксперты из России и Германии на посвященном этой теме круглом столе в Петропавловске-Камчатском

Базовые ценности «Следующие десять лет искусственный интеллект, цифровизация будут все больше внедряться во все сферы общественной и экономической жизни. Пандемия COVID-19 ускорила этот процесс, который несет как выгоды, так и риски. Церковь в России и Германии не может отойти в сторону, возникает много этических вопросов: где границы применения искусственного интеллекта, как его использовать на благо людей и избегать злоупотреблений. Мы выступаем за тесное сотрудничество с Россией по таким темам», — сказал один из организаторов форума, руководитель представительства Фонда Конрада Аденауэра в РФ доктор Томас Кунце.

Архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор отметил, что важно взвесить все допустимые риски, понять основные принципы интегрирования искусственного интеллекта в жизнь народа. «Наш круглый стол способствует тому, чтобы истины, которые запечатлены в Священном Писании, служили фундаментом, чтобы даже на фоне быстро развивающихся новых технологий сохранились базовые ценности», — сказал архиерей.
То, что Церковь якобы против технического прогресса и не разбирается в достижениях науки, — это миф, заявил другой организатор форума, зампредседателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе. «Одна из задач сегодня – опровержение этого мифа и поиск согласия между христианской традицией и научно-техническим прогрессом», — сказал он.

В центре — любовь Куратор этого направления в Межсоборном присутствии РПЦ епископ Переславский и Угличский Феоктист отметил, что с христианской точки зрения этично и непререкаемо лишь то, что определил Иисус Христос, а он подчеркивал недопустимость формализации морали и обличал за это «книжников и фарисеев». «В центре христианской этики – любовь… Надо стараться видеть ближнего таким, каким создал его Бог», — пояснил епископ.
Касаясь строящихся на искусственном интеллекте систем, например, кредитования, а особенно «социального рейтинга» (такая система уже действует в Китае), он напомнил, что тотальное «принуждение к добру со стороны государства очень быстро приводит к кошмарам», примеры которых – в недавнем XX веке.

Искусственный бог Развивая тему российско-германского сотрудничества, участники круглого стола затронули стратегию Германии в области искусственного интеллекта. Она предусматривает, по словам координатора проектов Фонда Аденауэра Леонардо Сальвадора, создание 100 новых кафедр. И для взаимодействия России и Германии особо интересны темы стандартизации и общих подходов к юридическим вопросам, касающимся искусственного интеллекта. Это касается и этического аспекта.
«В мире идет борьба за этику искусственного интеллекта», — отметила руководитель проекта «Искусственный интеллект» Национальной технологической инициативы, член экспертного совета Госдумы по цифровой экономике и блокчейн технологии Надежда Сурова. Она выступает за «изначальное включение христианской этики в создание нового поколения» людей и машин, связанных с искусственным интеллектом, а именно — за «включение РПЦ в разработку этики искусственного интеллекта». По ее словам, искусственный интеллект — это «глобальная технология развития человечества», и необходимо осознавать риски, что ИИ способен «формировать вашу религию», становиться «искусственным Богом». На предположение об искусственном Боге возразил председатель информационной комиссии при Епархиальном совете Москвы, настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков. По его мнению, «это пока умозрительные заключения». При этом он убежден, что «без христианской нравственной системы человечество несется в пропасть», рискует использовать во вред интеллектуальные машины, особенно смертоносное оружие. И церковному сообществу нужно своевременно давать ответы на актуальные вопросы, касающиеся новых витков научно-технического прогресса. 
«Церковь не демонизирует плоды прогресса. Но опасения, которые люди высказывают, собираются внутри Церкви. Поэтому Церковь нужно слушать людям, которые занимаются современными разработками», — добавил Волков.

Искусственная душа На вопрос, возможно ли в будущем создание «искусственной души», однозначно отрицательно ответил секретарь Синодальной комиссии по биоэтике, настоятель московского храма Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов. 
А директор научно-богословского центра междисциплинарных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, физик и протоиерей Кирилл Копейкин считает, что все, что сейчас делается в области искусственного интеллекта, — «всего лишь попытки моделировать искусственно поведение человека». Насколько этому искусственному моделированию следовать, каждый человек решает сам, отметил он.
Абрамов рассказал также о подходах межгосударственных и неправительственных организаций к искусственному интеллекту и усилиях Ватикана. По его словам, вызывает симпатию подход неправительственных организаций, ориентир на сформулированную в христианстве ценность «общего блага». Ведь христианская этика более чем на пару тысячелетий старше искусственного интеллекта, и попытки сформировать этические подходы к нему без христианских ценностей «терпят провал».

Церковная экспертиза Заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня» Наталья Лосева в числе наиболее серьезных этических вызовов, связанных с развитием искусственного интеллекта, назвала создание максимально правдоподобных фейков, «информационных пузырей», манипуляцию, навязывание человеку «удобных решений» и лишение его «необходимости выбирать» и тем самым развиваться.
«Сатана действует через удобства. А смартфон, например, очень удобен, интегрируя в себя десятки и сотни решений… Религиозное качество аскетичности покажет, что
большинство функций смартфона нам не необходимо», — отметил протоиерей Александр Абрамов, напомнив о перепроизводстве и перепотреблении. Однако поставить заслон внедрению новых высоких технологий невозможно. К тому же сегодня искусственный интеллект уже может навязывать нам представления об этике — менять наши представления о том, что хорошо и плохо, посредством сбора информации о человеке и доставки ему определенного контента. Поэтому, по мнению замдиректора Северо-Кавказского института – филиала Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Натальи Киселевой, «нужны жесткие законы об искусственном интеллекте» и контроль за его внедрением. 
«Необходима независимая внешняя экспертиза цифровых решений… Церковь должна выступать в качестве одного из таких внешних экспертов», — уверена она.
Дискуссии об искусственном интеллекте и христианстве, начавшиеся в Петропавловске-Камчатском 24 августа, продлятся до 26-го числа. Организаторами международного круглого стола «Искусственный интеллект и христианская этика» выступили Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата, Фонд Конрада Аденауэра и Университет 2035 АНО «Национальная технологическая инициатива».

Информация представлена на сайте https://ria.ru/20210825/ii-1747141244.html